1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
БЕЛОРУССКИЙ ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ «БЕЛПРОФМАШ» Тел./факс: (8-0232)32-91-90
E-mail: gomel@belprofmash.by

Медиагалерея

ГлавнаяНовостиОт 90-х до наших дней: что изменилось на МТЗ, МАЗе, БЕЛАЗе и «АТЛАНТе» и каким образом?
09 октября 2024

От 90-х до наших дней: что изменилось на МТЗ, МАЗе, БЕЛАЗе и «АТЛАНТе» и каким образом?

Происходящее с ними тридцать лет назад, когда страна только избрала своего Президента, и сейчас — как небо и земля. Первый Государственный секретарь Совета Безопасности Беларуси Виктор Шейман так говорит о том отрезке времени: «На отдельных наших предприятиях не выплачивали заработную плату 6-8 месяцев. А людям нужно было жить. И глава государства, когда шел на выборы, обещал, что заводы запустят. Он обещал дать людям возможность работать, получать зарплату… Золотой запас государства на сентябрь 1994 года составлял 5 кг золота. Всё. Больше ничего не было. Ни долларов, ни фунтов».

МТЗ был и будет

Один из самых старейших сотрудников Минского тракторного завода Валентин Павлович Чикунов, главный специалист по экономическим вопросам, сменил несколько профессиональных направлений и за более чем полвека прошел вместе с предприятием и спады, и подъемы.

— На МТЗ я пришел в 1970-м. Распределили наладчиком в новый цех точного стального литья, где только-только монтировалось первое оборудование, — рассказывает Валентин Павлович. — По тем временам это были новейшие технологии в литейном производстве по выпуску практически готовых отливок. Вместе со сталеварами, модельщиками, заливщиками мы ездили перенимать опыт в Волгоград. В Советском Союзе это был пятый такой цех. Когда его ввели в эксплуатацию, меня назначили мастером.

Вскоре руководство решило, что способности молодого специалиста больше пригодятся в производственно-диспетчерском отделе. Чикунов был и первым заместителем маркетинг-директора, когда в середине нулевых создавалась собственная товаропроводящая сеть МТЗ за рубежом, и заместителем финансового директора.

— С развалом СССР централизованное планирование и обеспечение завода прекратилось, — рассказывает он. — Производство неделю работало, неделю стояло. С поставщиками приходилось расплачиваться тракторами. Пришли к стопроцентному бартеру. Платить людям зарплату было не с чего, в коллективе начались волнения… Помню, как Александр Григорьевич впервые приезжал на МТЗ. Я стоял рядом с ним в корпусе сборки тракторов. По предприятию ходили разговоры, что его будут приватизировать или продавать. Но Президент сказал: «Тракторный завод был, есть и будет».

2024 год. В корпусе сборки тракторов

В 1995 году глава государства ознакомился с основными показателями финансово-экономической деятельности завода и принял решение о сохранении производства тракторов, обратив внимание на недопустимость массового сокращения работников.

Как писала газета «Белорусский тракторостроитель», приезда главы государства ждали. Еще в марте профсоюзный комитет МТЗ направил в адрес Президента и Кабинета министров обращение, в котором говорилось о тяжелой ситуации на заводе, задержке выплаты заработной платы. Но, как подчеркнул тогда Президент, не письмо профсоюза послужило поводом посетить предприятие — он давно собирался здесь побывать: «Тем более что Минский тракторный — это Минский тракторный. Он всегда был нашим флагманом, и не разобравшись в ситуации с ним, трудно будет решить проблемы всей нашей промышленности».

Президент ознакомился с образцами выпускаемой сельскохозяйственной продукции, побывал на механосборочном производстве, в литейном цехе. «Падение объемов производства на Минском тракторном заводе составило 33,6 %, недодано продукции на сумму более 300 млрд рублей, а выпуск тракторов в первом квартале по запланированным вами же показателям составил всего 55 %. Завод уверенно увеличивает темпы падения выпуска своей продукции. Если в 1992 году было выпущено 96 тысяч машин, в 1993 — 82 тысячи, в 1994 — 45 тысяч, то на 1995 год вы запланировали 46 тысяч тракторов. А в первом квартале изготовлено только 7149 тракторов», — обрисовал ситуацию на совещании с заводчанами Александр Лукашенко и… пообещал помочь.

— Президент нам сказал, что завод будет работать. В 1995-м душа, конечно, не лежала куда-то уходить, надеялись, что будет лучше. Так и получилось. Ситуация потихоньку стала налаживаться, — вспоминает слесарь механосборочных работ Юрий Сосонка.

Минский тракторный завод должен работать на государство и под контролем государства. Об этом говорилось и в 2001 году. Указ «О мерах государственной поддержки производственного объединения «Минский тракторный завод»» обеспечил до 31 декабря 2002 года отсрочку погашения образовавшейся задолженности по платежам в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Эти средства были направлены на пополнение собственных оборотных средств, финансирование инвестиционных проектов, погашение картотеки банка и наращивание объемов производства. МТЗ также удалось сберечь свою социальную инфраструктуру.

«Мы будем сохранять трудовые коллективы, но поддерживать будем только тех, кто хочет работать, — подчеркнул глава государства во время посещения МТЗ в 2015 году. — Впереди еще более мощная конкуренция. Поэтому разгильдяям, тунеядцам, алкоголикам и проходимцам в трудовых коллективах делать нечего». Говоря тогда о состоянии дел на Минском тракторном, Александр Лукашенко отметил, что ожидал худшего. Что касается бюджетной поддержки, то рассчитывать на нее предприятие может только при наличии конкретных бизнес-планов, контрактов и проектов. Ставилась при этом задача по диверсификации внешних рынков сбыта, снижению зависимости от поставок на рынки традиционных партнеров.

Наши тракторы работают в 125 странах, а в СНГ Беларусь остается лидером по их производству.

И вот на дворе 2024-й. В «МТЗ-ХОЛДИНГ» входят 15 предприятий, на которых трудятся около 30 тысяч сотрудников. Несмотря на непростую внешнеэкономическую ситуацию, МТЗ — один из крупнейших производителей и экспортеров тракторов в мире. По итогам 2023 года объем производства превысил 1,246 млрд долларов. Экспорт продукции составил 734 млн долларов, за рубеж поставлено более 32 тысяч единиц техники. Растут экспортные поставки в Узбекистан, Кыргызстан, Монголию, Вьетнам, Пакистан. Наиболее перспективными являются проекты по созданию производств и наращиванию поставок в Российскую Федерацию, страны Юго-Восточной и Центральной Азии, Африки, Латинской Америки.

Отечественным предприятиям АПК завод отгрузил 2704 трактора, из которых 270 — энергонасыщенные. Ведется подготовка к сборке опытного образца пятисотсильной машины с двигателем Weichai. Планируется, что уже в следующую посевную такой трактор пройдет эксплуатационные испытания в поле. Разрабатывается линейка энергонасыщенных тракторов с трансмиссией CVT (своего рода автомат с соответствующими эксплуатационными свойствами и удобствами для оператора). Развивается и концепция предоставления потребителю технологии возделывания почвы и получения урожая (речь идет о тракторе с навесным и прицепным оборудованием). Кроме того, подтвердила работоспособность и точность система автоматического управления BELARUS|TTZ. В течение года она будет включена в основную комплектацию BELARUS 3522.

В августе Минский автомобильный завод отметил 80-летний юбилей праздничной программой «8:0 в пользу МАЗа»

Семейство МАЗа

На недавнем мероприятии по случаю 80-летия Минского автомобильного завода можно было увидеть и первый МАЗ-200, и самый современный МАЗ-X. С какой гордостью и любовью смотрели на них сами работники предприятия! В середине 1990-х в глазах мазовцев был только страх перед неизвестностью. Родной завод вполне мог кануть в Лету — несмотря на предыдущие достижения. Предприятие прошло немало критических точек в борьбе за выживание и вот недавно достойно встретило знаковый юбилей.

Генеральный директор ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Валерий Иванкович говорит об активном развитии и совершенствовании, уже анонсирована сдача в эксплуатацию в первом квартале 2025 года нового завода.

Неприятных сюрпризов хватало в разное время, поводов сложить руки тоже, в том числе и на МАЗе. Вспомним, что говорил Президент Беларуси о предприятии в 2003-м: «Если мы хотим уничтожить и науку, и на нет свести интеллект нации, то автомобилестроение можно закрывать и переходить на какие-то гаражные работы». А в 2016-м, когда в мире бушевал экономический кризис, Александр Лукашенко озвучил главную задачу для заводчан: «Вот с этих конвейеров старых должны сходить полностью белорусские машины высочайшего качества».

Что же стало спасительной соломинкой для МАЗа? Надежное плечо государства? Безусловно. Но есть и еще один немаловажный «компонент»: надежный коллектив преданных своему делу людей.

-Наши специалисты бьются над тем, чтобы спроектировать сразу целую линейку грузовиков — не модель, а семейство, — говорит главный конструктор Александр Мышко. — Что касается автобусов, то мы выигрываем за счет того, что при разработке закладываем возможность установки разных моторов, электродвигателей, баллонов или батарей, чтобы сразу оптимизировать кузов, чтобы он был единым и стандартным. Это экономически выгодно и понятно нашему потребителю: базовые части унифицированной машины проще эксплуатировать и обслуживать. МАЗ именно такой, какой нужен нашему потребителю в той же России, например за Уралом. Мы ничего не копируем, идеи не воруем, исходим из реальных возможностей — экономических, технологических.

МАЗ — завод-легенда. Именно так глава государства в своем поздравлении по случаю 80-летия назвал предприятие. «Основанный в 40-х годах двадцатого столетия, прославленный в кинофильмах, он был и остается одним из самых масштабных и востребованных проектов сначала в советском, а сейчас и в белорусском машиностроении. Ежедневно с конвейера сходят десятки единиц грузовой, пассажирской, прицепной и коммунальной техники, которую покупают более чем в 40 странах мира. Ваши могучие автомобили участвуют в грандиозных стройках, побеждают на сложнейших трассах ралли «Дакар» и «Шелковый путь». Предприятие стало родным домом для многочисленных трудовых династий, хранящих славные традиции и передающих их молодому поколению», — говорится в поздравлении Президента.

Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО: «МАЗу быть, быть всегда, и при мне, и после меня».

Валентин Аркадьевич Гуринович возглавлял МАЗ с 1996 по 2006 год, а в целом отработал здесь 40 лет:

— Пришел на завод в 1971 году после армии слесарем-инструментальщиком. Предприятие на тот момент уже отлично знал благодаря производственной практике во время учебы в автомеханическом техникуме. Помню, когда меня решили назначить заместителем начальника цеха, я собеседовался у директора Ивана Михайловича Дёмина. Тот спросил, какова, на мой взгляд, основная задача в этой должности? Я молодой, амбициозный, выпалил: план любой ценой! А в ответ услышал слова, которые помню до сих пор: «Самое главное — найти понимание с теми, кем руководишь».

2016 год. Александр Лукашенко на Минском автомобильном заводе

Время, когда завод возглавлял Валентин Гуринович, было, пожалуй, наиболее сложным. Все тогда думали, что госпредприятия не выживут, ведь комплектующие закупались в близком и дальнем зарубежье. Но белорусские машиностроители смогли сохранить баланс и нарастить производство благодаря поддержке государства, которое сделало ставку на развитие промышленности.

МАЗ выпускает также машины скорой медицинской помощи, мобильные пункты для заготовки плазмы крови.

В первом полугодии автозавод продал рекордное в своей истории количество пассажирской техники — 830 единиц. Всего в 2024 году стоит задача изготовления и реализации 1700 единиц данной техники, формируется портфель заказов на 2025-й. Также планируется увеличить производство автотехники и выпустить 13 735 единиц (это больше, чем в прошлом году более чем на 2 тысячи). Активно развивается сотрудничество со странами дальней дуги: заключен контракт на поставку в Никарагуа 370 единиц грузовой техники.

— При поддержке государства строим новый автобусный завод. В следующем году он заработает, и мы дадим потребителю еще больше хороших автобусов, электробусов, троллейбусов. У нас огромная программа модернизации, расписанная в стратегии развития до 2035 года. Завозим новое оборудование для производства, к примеру, передних мостов для более современной и модернизированной грузовой техники. Развиваем и заводы холдинга, на всех идет модернизация, — подчеркивает заместитель генерального директора ОАО «МАЗ» Александр Игнатюк.

Символ мощи

«Обстановка на БЕЛАЗе внушает оптимизм» — в таком ключе писала главная газета страны в 1995 году о рабочей поездке Президента в Жодино. Но, несмотря на бодрый заголовок, речь в статье шла о вещах весьма серьезных. Нерешенным оставался вопрос с поставками комплектующих как от Ярославского моторного, так и от Бобруйского шинного заводов. Одним из последствий такого дефицита стало скопление на складах самосвалов на приличную сумму.

Уже в 2006-м во время своего рабочего визита на предприятие Президент констатировал: «БЕЛАЗ — это символ нашей страны — мощный и красивый». Сев за руль 320-тонного самосвала, глава государства приятно удивился: «Даже не думал, что такой махиной так легко управлять». При поддержке государства завод поднялся, завоевав треть мирового рынка карьерных самосвалов.

В 2012 году создается «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», в состав которого вошли Могилевский вагоностроительный завод, «БЕЛАЗ-СЕРВИС», Стародорожский механический завод, «Кузлитмаш», Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования. Буквально через год глава государства знакомится с организационно-технологической структурой, производственным, финансово-экономическим состоянием холдинга, перспективами его развития. Тогдашний генеральный директор холдинга Петр Пархомчик поясняет: объединение позволило значительно улучшить показатели работы, приступить к реализации инвестиционных проектов, модернизации и техническому переоснащению.

БЕЛАЗ — это 30 % мирового рынка карьерных самосвалов

Страшные 1990-е годы с их безысходностью и безнадегой можно позабыть. БЕЛАЗ активно работает по разгрузке складов, осваивает новые рынки, ведет переговоры с крупными мировыми покупателями. При реализации своей продукции на экспорт завод использует собственную товаропроводящую сеть. Петр Пархомчик говорит о развитии производственных мощностей, повышении качества и конкурентоспособности продукции, решении вопросов импортозамещения, локализации производства на предприятиях холдинга.

Главной целью визита белорусского лидера в 2013 году стало открытие нового корпуса по производству машин грузоподъемностью 320-450 тонн. Генеральный директор с гордостью продемонстрировал самосвал грузоподъемностью 450 тонн, т. е. на 87 тонн больше, чем у конкурентов! Президент от души похвалил всех причастных к его созданию: «Это автомобиль завтрашнего дня. И главное — что мы первыми его сделали! За это молодцы!».

Если в 1994-м модельный ряд карьерных самосвалов пополнил 55-тонный самосвал БЕЛАЗ-7555, то уже в 1996-м предприятие приступило к выпуску 130-тонника. Серийные поставки 220-тонников начались в 2003-м. Через два года выходит опытный образец самого большого на тот момент в истории отечественного автомобилестроения карьерного самосвала БЕЛАЗ-75600 грузоподъемностью 320 тонн. В 2012 году жодинцы первыми на мировом рынке предложили отечественному и зарубежному потребителю 90-тонный карьерный самосвал с электромеханической трансмиссией переменного тока. Создание в 2013-м БЕЛАЗ-75710 открыло новую страницу в мировой практике производства машин особо большой грузоподъемности — 450 тонн. В 2018-м завершена сборка самосвала грузоподъемностью 290 тонн.

Новая страница в мировой практике производства машин особо большой грузоподъемности

В 2021 году в месторождении «Ситницкое» на РУПП «Гранит» высоким гостям продемонстрировали безлюдную технологию добычи с использованием опытных образцов роботизированных карьерных самосвалов БЕЛАЗ-7558R грузоподъемностью 90 тонн и дистанционно управляемого фронтального погрузчика БЕЛАЗ-7825D. В то же время завод презентует опытные образцы самосвала в дизель-троллейном исполнении и электросамосвала.

В 2022 и 2023 годах рождение новых карьерников продолжалось: на газовом топливе, на аккумуляторных батареях и в гибридном исполнении.

— Инвестиционное развитие ОАО «БЕЛАЗ» за последние 30 лет было направлено на модернизацию, создание новых высокотехнологичных производств с целью выпуска конкурентоспособной, инновационной продукции, повышение эффективности внешнеэкономической деятельности, — говорит заместитель генерального директора по коммерческому импорту и материальному обеспечению ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» Владимир Яворский. — Производство гибридной техники, машин на аккумуляторных батареях, водородном топливе позволит выпускать новое поколение современных производительных и экологичных карьерных машин. Прошлый год отмечен завершением сборки БЕЛАЗ-75304 флагманского семейства 220 тонн — он состоит более чем на 90 % из комплектующих производства предприятий Союзного государства. Выпускаем уже и совершенно новый для нашей компании тип карьерного транспорта, спроектированный с нуля, — гидравлический экскаватор на гусеничном ходу с объемом ковша 12 куб. метров. Успешно продолжает функционировать уникальная школа роботизации карьерной техники для создания беспилотников. Оснастить соответствующим оборудованием мы можем практически любое свое изделие.

Современный белорусский холодильник — это 1,3 тыс. деталей и около 200 технологических стандартов, которые нужно соблюсти на всех этапах производства

Симбиоз цены и качества

Экономический хаос «лихих» 1990-х не обошел стороной и такое известное предприятие, как «АТЛАНТ». Разрушенные хозяйственные связи повлекли за собой распад молодого производственного объединения, в котором были Минский завод холодильников и три предприятия из России и Литвы. Однако в 1993 году появилось ЗАО, в состав которого вошли Барановичский станкостроительный и Минский завод холодильников.

— Это была реальная возможность не только сохранить все, что создавалось напряженным трудом с 1959 года, но и развить производственный потенциал, — говорит заместитель генерального директора ЗАО «АТЛАНТ» Александр Мошко. — Концентрация капиталов и усилий, помощь на государственном уровне позволили прежним руководителям решить все поставленные задачи, преодолеть кризисы. До определенного момента «АТЛАНТ» фактически являлся монопроизводством, но в итоге завод смог приступить к выпуску стиральных автоматических машин.

В 2007 году на торжественном открытии Завода бытовой техники Президент Александр Лукашенко нажал пусковую кнопку на центральном пульте управления конвейера, и работа пошла. Первые белорусские стиральные машины под брендом «АТЛАНТ» увидели свет.

С 2007 года «АТЛАНТ» выпускает не только холодильники, но и стиральные машины

Коллектив сохранен, созданы новые рабочие места, производственный потенциал продолжает набирать обороты. Кроме бытовой техники, которая представлена сегодня более чем 50 моделями холодильников и морозильников и 30 моделями стиральных машин, компания стала крупным производителем промышленной продукции. Например, на филиале «АТЛАНТа» — Барановичском станкостроительном заводе — сконцентрированы компетенции практически по всем технологиям обработки металла, налажен выпуск готовых сложнотехнических изделий (компрессоров, электродвигателей, станочного оборудования, производственных линий и др.). Благодаря модернизации литейного производства, завершившейся в конце 2021 года, уже более чем на 30 % увеличилось производство высокоточных деталей из серого высокопрочного чугуна.

— Во время вспышки коронавирусной инфекции глава государства не поддался давлению со стороны международных организаций и отдельных стран, требующих закрыть в Беларуси производства, что неизбежно привело бы к негативным последствиям в экономике. Благодаря этому решению 2020-й стал прорывным, — продолжает Александр Викентьевич. — Даже когда внешние рынки ввели ограничения, компания не остановила конвейеры и станки и смогла удовлетворить возросший спрос на бытовую технику. В марте того года был установлен рекорд по продажам: 90 тысяч холодильников! У нас уже есть понимание, как конкурировать на основном экспортном рынке — в России.

Санкционные преграды также дали мощный толчок для расширения партнерских связей, наращивания импортозамещающего потенциала. Материалы и комплектующие, от поставок которых зависит бесперебойная работа, найдены на альтернативных рынках и в максимально сжатые сроки. «АТЛАНТ» продолжает быть на острие прогресса, укрепляет позиции и показывает результат в реальном времени. Совершенствуется дизайн техники, запускаются новые продукты — морозильник и холодильник фармацевтического назначения, торговое оборудование, стиральная машина с технологией обработки белья паром, реализуется крупный инвестиционный проект по производству морозильных ларей. Завод анонсировал скорый выпуск бытовой техники с функцией дистанционного управления. В планах — разработка и вывод на рынки продаж принципиально новых для ЗАО продуктов.

«Атлант» является одним из лидеров среди производителей бытовой техники в категории «цена — качество».

Стоит упомянуть и о другой стороне жизни завода. Так, уже более пяти лет совместно с министерствами промышленности и образования, с БРСМ здесь успешно реализуют молодежные трудовые проекты. «АТЛАНТ» трижды становился лучшим нанимателем студенческих отрядов. В 2020 году глава государства посетил Минский завод холодильников как раз с той целью, чтобы лично пообщаться с молодежью.

…Положительных примеров поступательного развития промышленных предприятий достаточно в нашей стране. Конечно, их не четыре. При этом все они продолжают писать свою историю: строят планы, двигаются вперед, достигают новых вершин. И это главное!

Светлана ПРОТАС, журнал «Беларуская думка». Фото из архивов БЕЛТА, ЗАО «АТЛАНТ», ОАО «МТЗ».


Warning: Use of undefined constant php - assumed 'php' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/user2112226/www/gomel.belprofmash.1prof.by/skin/footer.php on line 70

Warning: Use of undefined constant php - assumed 'php' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/user2112226/www/gomel.belprofmash.1prof.by/skin/footer.php on line 75

Карта сайта