Спустя 5 лет после увольнения с вредного производства житель Гомельской области при поддержке профсоюза получил материальную помощь в размере 15,4 тыс. рублей.
Виктор Павлов (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) проработал наждачником почти 11 лет. В мае 2016 года уволился по соглашению сторон. Однако спустя четыре месяца врачи поставили Виктору диагноз «силикоз 1–2-й стадии». Причиной заболевания медики назвали несовершенство техпроцесса производства, из-за чего концентрация кремнийсодержащей пыли в воздухе там, где работал мужчина, превышала предельно допустимую в 1,1–2,5 раза. МРЭК определила степень утраты профессиональной трудоспособности в 30%.
Узнав о праве на единовременную материальную помощь за причиненный здоровью вред согласно тарифному соглашению, Виктор представил бывшему нанимателю все документы для получения выплаты, однако ему было отказано. Работодатель аргументировал это тем, что право на выплату возникло после прекращения трудовых отношений.
Тогда Виктор обратился в Гомельскую областную организацию профсоюза «БЕЛПРОФМАШ». Правовой инспектор труда обкома отраслевого профсоюза Вячеслав Роднев помог составить исковое заявление в суд и защищал интересы члена профсоюза на судебных заседаниях.
На суде представитель нанимателя продолжал настаивать, что действие тарифного соглашения на бывшего работника не распространяется, так как срок исковой давности об оказании подобной материальной помощи составляет 3 года и истек в 2019 году.
Эти доводы опроверг профсоюзный юрист.
– В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса (ГК) исковая давность не распространяется на требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ. К слову, согласно ст.151 ГК к нематериальным благам относится здоровье, которое принадлежит человеку от рождения. Таким образом, в соответствии со ст.197 ГК срок для защиты нарушенного права является несостоятельным, так как на данные требования исковая давность не распространяется, – проинформировал Вячеслав Роднев.
В итоге суд удовлетворил исковые требования в полном объеме. С предприятия в пользу Виктора Павлова взыскали единовременную матпомощь в размере 15,4 тыс. рублей. С нанимателя удержаны и проценты за пользование денежными средствами, которые он должен был перечислить бывшему работнику. Это еще более 230 рублей.